Журналистика - настоящий ад,
пропасть беззакония, лжи, предательства…
О. Бальзак

Неофициальный сайт факультета журналистики Ростовского ГосУниверситета
ЭТО ИНТЕРЕСНО
ФАКУЛЬТЕТ
Главная
Архив новостей
Обучение
Абитура
Библиотека
Мэтры
Face Control
Обмен опытом
РЕЛАКСАЦИЯ
Шутканём!
Freetime
ГОЛОСОВАНИЕ
Следует ли разрешить курение на факультете?
Да!
Курите и дальше в туалете!
По барабану
Результаты
ОБУЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА| ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТАМ И ЭКЗАМЕНАМ

Зарубежная литература XX века вторая половина
(конспект лекций)

Лекция №1. 12.02.03.

Нетрадиционная драматургия 20-го века.

Принципиальные изменения в драматургии относятся к середине 19-го века.

1) Г.Ибсен — нестандартные элементы в тв-ве. Книга Б.Шоу «Квинтэссенция ибсеизма», которая определяла специфику новаций. Новое явление - дискуссия («Кукольный дом». Нора: «Давай сядем и поговорим…»). Тем самым происходит не действие, а перенос с событий на их обсуждение. Однако Ибсен только наметил поворот.

2) Б.Шоу — каждая пьеса («Дом, где разбиваются сердца» — поворотный момент в тв-ве Шоу. Максимальная абстракция, уход от традиционного театра) посвящена борьбе против каких-либо тезисов, жизненных устоев. Борьба тезисов образует сюжет. «Профессия миссис Уоррен». Главный тезис — «кто не имеет капитала, тот не должен гнушаться грязной работы». Также — деловая женщина, которая оставляет работу на фабрике, романтические страсти, а реализует себя в каком-либо деле. Сюжет — жизнь женщины. «Пигмалион». Можно ли слепить нового человека? Решит ли это все проблемы?

3) М.Метерлинк — символическая драматургия. Особенности: нет чел-х характеров («Слепые»: даже те, кто зрячи, не обладают разумом), среды, конфликтов. Это умозрительная пьеса, обращенная к интеллекту. Пьеса характерна для нетрадиционной драматургии.

4) Л.Пиранделла — «Шесть персонажей в поисках автора». Прием текста в тексте — пьеса рождается у нас на глазах. Метапроза — проблема создания самого текста. Шесть безхозных персонажей, нуждающиеся в человеке, который бы придумал для них дело, создал текст, в рамках которого они могли бы себя проявить.

Ведущая тенденция в драматургии — интеллектуальная, размышления над определенным кругом проблем. Основные примеры интеллектуальной драматургии:
1) Б.Брехт, 2) С.Бекет, Ионеско (драм-я абсурда).

Бертольд Брехт (1898 - 1956)
Жизнь Брехта полна перепадов. Аналог — Горький в Советском Союзе (жизнь и творчество в «золотой клетке»). Хорошо известен в России. Входит в число самых знаменитых реформаторов театра. «Брехтовский вопрос» — его пьесы возможно писались не одним автором, а скорее всего женщинами, с которыми он сотрудничал (в самом широком смысле этого слова).

Лекция №2. 19.02.03.

Суть драматической концепции Брехта:

Брехт полагал, что мировой театр делится на две части:

  • драматический (аристотелевский, традиционный),
  • эпический

Классификация Брехта, естественно, имеет свои нюансы, что, однако, не отнимает у нее мировой масштаб.

Традиционный театр уподобляется жизни. Зритель вовлекается в действие, главный тип восприятия — эмоциональный. Катарсис (ударение на первый слог) — моральное очищение через сопереживания от действий на сцене.

Эпический театр. Брехт: «Он рассказывает о событии, зритель — наблюдатель, стимулируется его активность, возбуждает интерес к ходу действия. Главное - разум». Требуется анализ ситуации, размышление над проблемами, ситуация умозрительная. Однако, все это — в идеале. Всегда в умозрительной пьесе есть место чувствам.

В традиционном театре главное — развязка. В эпическом - то, что происходит по ходу действия. Результат не так важен, так как он дан в условиях задачи. Брехт делал пьесы по известным сюжетам («Жизнь Галилея», например), чтобы показать условность концовки. Важно КАК это сделано, какие рассуждения применяются по ходу пьесы.

Примеры:

1) «Святая Иоанна Скотобоец» - пьеса на сюжет о Жанне Д'Арк. Действие происходит в Чикаго, а смерть находит героя на костре. Важность истории Жанны в том, что она подняла французов на борьбу с англичанами. Брехт же, в соавторстве с Л.Фейхтвангером пишет пьесу «Сны Симоны Машар», где место действия — оккупированная фашистами Франция. Факты пьесы соответствуют истории о Жанне.

2) «Трехгрошовая опера» Брехта написана по мотивам произведения Джона Гея «Опера нищего». Здесь имеет место переиначивание, трансформация сюжетов, то есть то, что является основой творческой концепции постмодернистов. В этом плане Брехт опередил свое время.

3) Пьеса «Мамаша Кураж и ее дети» Брехта. Основа - произведение Гриммельсхаузена «История симплицисизма». Еще один важный принцип Брехта: декорации должны быть минимальны, на что-то намекать. Никакой бутафории!

Эффект очуждения (этот термин ввел известный русский теоретик-формалист Виктор Шкловкий, а Брехт его позаимствовал) - главный принцип драматургии Брехта. Это - определенная сис-ма приемов, с помощью которой драматург очуждает зрителя. Искусственность, сделанность, условность, вот что присутствует в брехтовских произведениях. Разрушается принцип достоверности.

Приемы, служащие воплощению эффекта очуждения:

  • песенные номера: арии, дуэты, хоры («Трехгрошовая опера»). Известная песня «Mack a knife», написанная Фрэнком Синатрой, спетая Луи Армстронгом и перепетая Робби Уильмсом. Имитация манеры брехтовских театров — фильм «Кабаре». Функции песен: разрушение реальности, антрактные ф-ции, ф-ции комментария.
  • Фигура ведущего для формальной организации сценического действия. Он дает комментарий, рассуждает, предлагает варианты развития действия. Это разрушает иллюзию жизнеподобия.
  • Маски. Обезличенность, предельная обобщенность героев. Почему брехтовский театр называется эпическим? Брехт имел мнение: пьесу следует уподобить произведениям эпических жанров, наделить героев эпическими чертами. Большая часть брехтовских пьес — жизнеописания. Эпический размах характерен для романов жизнеописания и воспитания. Брехт пытался сделать то же самое на сцене. Он меняет структуру пьесы: деление на эпизоды, кол-во которых неограниченно. Пьеса рассчитана на прочтение с фиксацией, ремаркированием.

    Лекцию читал А. М. Люксембург
    Конспектировал тов. Ночная Птица

Сегодня
Контакты
ЖYРФАК Mail
Гостевая книга
Stuff
Телекомпания Метео-ТВ
Countdown

Copyright
Идея и контент:
Max Kadra&DJ Alckash
Design:
Chrono_TriGGer
сайт оптимизирован под разрешение 1024x768 пикселей ©2002, NEO CiTY
Hosted by uCoz