Лекция №1. 12.02.03.
Нетрадиционная драматургия 20-го века.
Принципиальные изменения в драматургии относятся к середине 19-го века.
1) Г.Ибсен — нестандартные элементы в тв-ве. Книга Б.Шоу «Квинтэссенция ибсеизма», которая определяла
специфику новаций. Новое явление - дискуссия («Кукольный дом». Нора: «Давай сядем и поговорим…»).
Тем самым происходит не действие, а перенос с событий на их обсуждение. Однако Ибсен только наметил поворот.
2) Б.Шоу — каждая пьеса («Дом, где разбиваются сердца» — поворотный момент в тв-ве Шоу.
Максимальная абстракция, уход от традиционного театра) посвящена борьбе против каких-либо тезисов, жизненных
устоев. Борьба тезисов образует сюжет. «Профессия миссис Уоррен».
Главный тезис — «кто не имеет капитала, тот не должен гнушаться грязной работы».
Также — деловая женщина, которая оставляет работу на фабрике, романтические страсти, а реализует себя
в каком-либо деле. Сюжет — жизнь женщины. «Пигмалион». Можно ли слепить нового человека?
Решит ли это все проблемы?
3) М.Метерлинк — символическая драматургия. Особенности: нет чел-х характеров («Слепые»: даже
те, кто зрячи, не обладают разумом), среды, конфликтов. Это умозрительная пьеса, обращенная к интеллекту.
Пьеса характерна для нетрадиционной драматургии.
4) Л.Пиранделла — «Шесть персонажей в поисках автора». Прием текста в тексте — пьеса
рождается у нас на глазах. Метапроза — проблема создания самого текста. Шесть безхозных персонажей,
нуждающиеся в человеке, который бы придумал для них дело, создал текст, в рамках которого они могли бы
себя проявить.
Ведущая тенденция в драматургии — интеллектуальная, размышления над определенным кругом проблем.
Основные примеры интеллектуальной драматургии:
1) Б.Брехт, 2) С.Бекет, Ионеско (драм-я абсурда).
Бертольд Брехт (1898 - 1956)
Жизнь Брехта полна перепадов. Аналог — Горький в Советском Союзе (жизнь и творчество в «золотой клетке»). Хорошо известен в России. Входит в число самых знаменитых реформаторов театра.
«Брехтовский вопрос» — его пьесы возможно писались не одним автором, а скорее всего женщинами, с которыми он сотрудничал (в самом широком смысле этого слова).
Лекция №2. 19.02.03.
Суть драматической концепции Брехта:
Брехт полагал, что мировой театр
делится на две части:
- драматический (аристотелевский,
традиционный),
- эпический
Классификация Брехта, естественно,
имеет свои нюансы, что, однако, не отнимает у нее мировой масштаб.
Традиционный театр уподобляется жизни.
Зритель вовлекается в действие, главный тип восприятия —
эмоциональный. Катарсис (ударение на первый слог) — моральное
очищение через сопереживания от действий на сцене.
Эпический театр. Брехт: «Он
рассказывает о событии, зритель — наблюдатель, стимулируется его
активность, возбуждает интерес к ходу действия. Главное - разум».
Требуется анализ ситуации, размышление над проблемами, ситуация
умозрительная. Однако, все это — в идеале. Всегда в умозрительной
пьесе есть место чувствам.
В традиционном театре главное —
развязка. В эпическом - то, что происходит по ходу действия.
Результат не так важен, так как он дан в условиях задачи. Брехт делал
пьесы по известным сюжетам («Жизнь Галилея», например),
чтобы показать условность концовки. Важно КАК это сделано, какие
рассуждения применяются по ходу пьесы.
Примеры:
1) «Святая Иоанна Скотобоец»
- пьеса на сюжет о Жанне Д'Арк. Действие
происходит в Чикаго, а смерть находит героя на костре. Важность
истории Жанны в том, что она подняла французов на борьбу с
англичанами. Брехт же, в соавторстве с Л.Фейхтвангером пишет пьесу
«Сны Симоны Машар», где место действия — оккупированная
фашистами Франция. Факты пьесы соответствуют истории о Жанне.
2) «Трехгрошовая опера»
Брехта написана по мотивам произведения Джона Гея «Опера
нищего». Здесь имеет место переиначивание, трансформация
сюжетов, то есть то, что является основой творческой концепции
постмодернистов. В этом плане Брехт опередил свое время.
3) Пьеса «Мамаша Кураж и ее дети»
Брехта. Основа - произведение Гриммельсхаузена «История
симплицисизма». Еще один важный принцип Брехта: декорации должны
быть минимальны, на что-то намекать. Никакой бутафории!
Эффект очуждения (этот термин ввел
известный русский теоретик-формалист Виктор Шкловкий, а Брехт его
позаимствовал) - главный принцип драматургии Брехта. Это -
определенная сис-ма приемов, с помощью которой драматург очуждает
зрителя. Искусственность, сделанность, условность, вот что
присутствует в брехтовских произведениях. Разрушается принцип
достоверности.
Приемы, служащие воплощению эффекта
очуждения: