Факультет филологии и журналистики РГУ ведет свою историю с 1915 года, со времени переезда
преподавателей и студентов русского императорского Варшавского университета в Ростов–на–Дону.
В 1960 году на историко-филологическом факультете РГУ была начата подготовка
журналистских кадров. После разделения историко-филологического факультета на исторический
и филологический (в 1965 г.) на филфаке были созданы отделения русского языка и литературы,
журналистики.
Сегодня в состав факультета входит также отделение романо-германской филологии,
существовавшее до середины 50-х годов и вновь воссозданное в 1992 году. Обучение на отделении ведется
на базе английского, немецкого и французского языков.
Первым деканом филологического факультета был кандидат филологических
наук доцент А. А. Дибров. С 1971 года по 1982 год факультет возглавлял доктор филологических
наук профессор Я.Р.Симкин, с 1982 года по 1985 год — доктор филологических наук профессор
Н. В. Забабурова.
В 1994 году на отделении журналистики началась подготовка студентов
по программе специализации «международная журналистика» на базе английского языка.
Учебные планы романо-германского отделения и специализации «международная журналистика»
предусматривают углубленное изучение не менее двух иностранных языков.
Ведется сотрудничество в области учебной, методической, научной
деятельности с Дортмундским университетом (Германия), Силезским университетом (Польша),
Европейским институтом массовых коммуникаций, университетом Миссури (США),
редакционно-издательской компанией «Союз» (Кипр) и др.
Факультет поддерживает научные контакты с выдающимися учеными России,
докторами наук, профессорами Московского, Санкт-Петербургского,
Уральского, Воронежского, Кубанского и других университетов.
Почетным доктором наук нашего университета стал выдающийся
русский писатель Александр Исаевич Солженицын, в свое время обучавшийся
в Ростовском государственном университете.
В настоящее время на отделении журналистики введены новые специализации: телевизионная журналистика,
реклама, менеджмент, маркетинг в СМИ, а также этнолингвистика.
Программа специализации «Реклама, менеджмент, маркетинг в СМИ» включает теоретические и практические курсы по рекламе, менеджменту и маркетингу, 4-летний курс английского языка (абитуриенты, изучавшие другие иностранные языки, начинают изучение английского с нуля), второй иностранный язык, теоретические и практические курсы по истории журналистики, истории русской и зарубежной литературы, социологию, политологию и ряд других.
В 1999 г. на стационаре факультета филологии и журналистики обучались 789 студентов и аспирантов, в том числе 25 иностранных учащихся из разных стран мира. Свыше 500 студентов учатся на заочном и вечернем отделениях.