ВСЁ, ЧТО КАСАЕТСЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
Как получить прибыль от сетевого СМИ
В
СЕТЕВОМ «Русском журнале» Павловский снова пинает дохлую собаку, т.е. —
интеллигенцию. Для наглядности — фото из «Независьки», где Павловский
показывает кукиш старику-поэту Евтушенко. Поступок эффектный, но
безопасный. Покажи он кукиш Евтушенкову, директору корпорации «Система»,
остался бы без руки. Интеллигенцию можно пинать так же эффектно (за счет
словесного звона) и безопасно (по причине, что в ответ не навешают), как
журналистику, которую тот же Павловский отпинал в манифесте, предваряющем
другой сетевой проект — «Страна.Ру» осенью прошлого года. «Нынешнее
состояние российских СМИ уязвимо, финансово зависимо от нелегальных сил и
бюрократии (центральной и федеральной) и не может быть далее сохраняемо»,
— сообщил руководитель группы политтехнологов в отрывке из их «информационной доктрины».
Казалось бы, хрен поспоришь со «Страной»: российская журналистика
действительно по большей части кормится либо с руки — выполняя заказ
учредителя СМИ, либо подножным кормом — получая мзду за скрытую рекламу.
Информативная выборка бедна по причине того, что источники - наперечет:
Интерфакс, ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», корреспонденты которых ходят на одни
и те же пресс-конференции, общаются с одними и теми же ньюс-мейкерами,
пишут об одних и тех же событиях. Значит, оправдана и тревога за состояние
СМИ и принимается заявка на новую журналистику, которая вызревала в недрах
интернет-департамента ФЭПа и вот-вот выдаст информационно истощенному
обществу полнообъемную и независимую картину мира.
В том, что этот проект «новая журналистика» ФЭПу по плечу, сомневаться
не приходилось. Ведь именно эта команда политтехнологов произвела на свет
крупнейшие информационные интернет-проекты, такие, как Газета.Ру и
Лента.Ру, посредством той же Сети и участием команды социологов доказала,
что Путин набрал искомое количество голосов с первой попытки, уничтожила
«вражеского» журналиста Бабицкого и все такое прочее. Однако жизнь, как
говорится, свои коррективы внесла. Совсем уж новой журналистики не
получилось.
Всплыло непременное условие лояльности Кремлю при приеме на работу,
затем шеф-редактор «Страны» Марина Литвинович сформулировала кредо
издания: «око государево в Интернете» (то есть филиал ФСБ?), профсоюз,
который новобранцы «новой журналистики» попробовали организовать на новом
рабочем месте, был раздавлен в зародыше. Информация тоже не стала
полнообъемной, ведь главной задачей нового медиа стала пропаганда идей
Кремля. Например, когда «неполноценная» пресса уже месяц как говорила о
кризисе украинской власти, связанном с исчезновением оппозиционного
журналиста Георгия Гонгадзе, «Страна» даже не упомянула о таком. Один
украинский журналист даже послал заметку об этом на электронный адрес
«Страны». Но «национальная информационная служба» даже не связалась с
автором, а заговорила о скандале, когда он прошел по всем крупным
информационным агентствам России. То есть когда о нем уже нельзя было не
упомянуть.
Короче, все как у всех. «Зависимых» и «информационно-ограниченных». Вся
информация идет по результатам мониторинга общепринятых и
безальтернативных источников.
Однако о неуспехе проекта я бы говорить не спешил. «Новая» или
«интернет-журналистика» — становится успешной, если идет на службу
политтехнологиям, то есть создает на базе СМИ ресурсы влияния.
Как ни крути, потенциал сетевого информационного проекта довольно
велик. Его влияние на другие (традиционные, офф-лайновые) средства
массовой информации является главным по привлекательности качеством,
которое готовы использовать различные структуры для простого
информирования, широкого обсуждения, пропаганды своих планов, идей и
проектов. Ведь именно к ресурсам Интернета обращаются в настоящее время
редакции центральных и региональных СМИ, вынужденные сократить свои траты
на подписку информационных агентств и содержание корреспондентских сетей в
регионах и за рубежом. Сами же информационные агентства, вынужденные
секвестировать свои затраты на содержание штата, также стимулируют рост
обращений к ресурсам Сети.
Сетевое информационные издание стало незаменимым ресурсом влияния на
аналитические группы ведущих финансовых и промышленных структур. Сами
аналитики становятся подчас вовлеченными в сетевое сообщество (комьюнити)
политического или экономического сайта, участвуют в его развитии, с одной
стороны, с другой — включают в свои отчеты информацию и мнения из
материалов, опубликованных в Сети.
Такой ресурс можно продать целиком или использовать под заказ. Под
заказ государственный, как в случае со «Страной», или какой-нибудь
политической партии, как в случае с «Вести.Ру». Забавно, что «Вести.Ру»
стало ресурсом многоразового использования. Один из ведущих авторов
проекта «прошлого созыва» Семен Файбисович рассказал мне об этом так:
«В преддверии парламентских выборов, когда создавалась газета, его
вполне устраивали независимые и непугливые, либерально-ориентированные и
язвительные авторы, которые не боялись Лужкова (тогда таких еще надо было
поискать), а к Путину относились без особых предубеждений. Но после
воцарения Путина «Вести» в силу тех же свойств пишущей братии стали все
чаще и сильнее язвить новую власть. Ну и вообще Кремль как-то сразу
разлюбил независимость. Вот так и получилось, что от газеты осталось одно
название — в буквальном смысле этих слов».
При открытии обновленных «Вестей.Ру» свежеиспеченный главред ресурса Лев Бруни
сообщил, что отныне издание будет посвящено отстаиванию «правых
ценностей». Однако списка этих самых ценностей не представил. Да и откуда
бы им взяться? Руководитель интернет-департамента ФЭПа Марина Литвинович,
правда, в интервью журналу «Интернет» разъяснила, что «существует проблема,
заключающаяся в том, что этот (правый) дискурс не сформулирован», и не
сказать, «что он нами уже найден, так что это будет интересная попытка его
найти».
Нет «правого дискурса», нет «новой журналистики», ну и не надо.
Главное, что есть у ФЭПа — заказчик. И пусть разговоры об успешности или
неуспешности проектов останутся в пользу тех, кто вкладывает в Интернет
свои деньги. Ведь ни один сетевой проект, специализирующийся на новостях
политики, экономики, то есть СМИ в общепринятом понимании этого слова, не
в состоянии окупить свои расходы на рекламу и PR. Схема же, предложенная
ФЭПом (и реализованная уже несколько раз — продажа Газеты.Ру, 70% Ленты.Ру
и создание активно инвестируемой «Страны»), когда СМИ в сети создаются не
как бизнес, а как ресурс влияния, работает лучше всех.
Рубен Макаров — главный редактор Deadline. ru закачано с NG. Ру
|