Странная вещь — время.
100 последних лет русской журналистики (XX век) — это вроде бы много.
Между тем я, например, окончив в 1976 году журфак МГУ, работаю в этой
журналистике, получается, без малого четверть века — значимая величина!
Не буду углубляться в разнообразные исторические изыскания. Отмечу
только два момента.
Теоретически в России может найтись журналист, который, начав работать
в дореволюционной печати, заканчивал свою карьеру, пусть и стариком, в
печати демократической, то есть нынешней.
И второе. Даже я сам могу оценивать едва ли не половину истории русской
журналистики прошедшего столетия — ибо брежневская журналистика во многом
наследовала родовые черты сталинской (особенно на последнем этапе «эпохи
застоя»), а первые годы журналистики горбачевской — очевидная, даже по
многим действующим лицам, калька хрущевской.
Итак, для меня самая логичная периодизация русской журналистики XX века
фактически совпадает с датами правления «вождей».
Период первый — дореволюционный (николаевским его все–таки не
назовешь). В нем два течения: большевистское (его мы неплохо знаем по
университетскому курсу) и небольшевистское — от демократической до
монархической журналистики. И с этим, хоть и не без изъятий, мы знакомы.
Хотя бы благодаря тому, что практически все крупнейшие писатели России в
начале века писали для газет. А классиков у нас издавали (почти всех и
почти полно).
Второй период — ленинский, известен нам, Ленина читавшим, почти до
тонкостей, ибо сам Владимир Ильич, безусловно крупнейший русский журналист
XX века (это без всякой иронии), активно цитировал в своих статьях и
тексты своих оппонентов.
Третий период, естественно, сталинский, возродившийся отчасти, как я
уже отмечал, при позднем Брежневе. Далее четвертый период — хрущевский,
пятый — брежневский, шестой — горбачевский (имеет еще название
"гласность", повторяя, кстати, этим названием то, что было в нашей
журналистике после революции 1905 года). И последний в XX веке, седьмой
период — позднегорбачевско–ельцинский, или собственно демократический.
Цикличность, повторяемость — налицо. И налицо же максимальная, прямая и
фундаментальная зависимость истории и содержания нашей журналистики от
политических режимов, сменявших друг друга в стране.
Следствием является то, что практически каждый русский журналист на
своем профессиональном веку, который короче века хронологического, вкусил
и прелестей свободы слова или хотя бы гласности либо оттепели, и тягот
цензуры. То есть русский журналист — это, безусловно, универсальный тип
журналиста: он не растеряется и при демократах, и в узилище авторитаризма.
Какие выводы отсюда следуют? Разные — каждый легко может сделать их
сам.
Кроме того, русская журналистика крайне беллетризирована. В советские
времена вообще считалось, что лучший журналист — это член Союза писателей.
Так считали прежде всего сами журналисты.
Беллетризированность нашей журналистики определяется двумя причинами.
Во–первых, русская журналистика родилась практически одновременно с
русской литературой (в современном смысле этого слова) — в конце XVIII
века. И весь XIX и в начале XX века почти все крупнейшие писатели России
были одновременно и журналистами, редакторами, издателями.
Вторая причина — цензура. Поскольку весь XIX век и большую часть XX
русские журналисты писали в условиях цензуры, они вынуждены были
соревноваться не столько в оперативности, эксклюзивности новой информации
и силе аргументов, сколько в литературной форме и умении владеть эзоповым
языком (чистая литература!).
Беллетризированность русской журналистики XX века — не порок, а
имманентное ее свойство. Мы никогда не научимся работать «по–западному». И
думаю, это хорошо. Это — национальный характер.
Еще одна группа качеств нашей журналистики, отточенных XX веком,
связана с тем, что в многочисленные периоды «революций», «гласности»,
«оттепели» и «демократизаций» в русскую журналистику (как и в политику)
массово приходили неофиты (или профаны), безответственные и самонадеянные.
А «реакция», «заморозки» и тем более «цензура» и «авторитаризм», не говоря
уже о «тоталитаризме», откалибровывали когорту безынициативных (в
профессиональном смысле) и осторожных журналистов.
Наконец, частая смена режимов приучила нашу журналистику к излишней
"гибкости" и сервильности (в этом русские журналисты — достойные члены
более широкого племени русских интеллигентов). У других наших журналистов,
впрочем, та же самая причина выработала как раз не «гибкость», а напротив
— «упертость», отсутствие желания и умения не только понимать логику
другого, но даже и просто спокойно выслушивать иную точку зрения. Самые
свободные в один период оказывались самыми идеологизированными в другой.
Ярчайший пример — трансформация журналистов–диссидентов советского периода
при Ельцине.
Все сказанное, казалось бы, приговор русской журналистике XX века. А на
мой взгляд — уникальное лицо, делающее нашу журналистику одной из самых
интересных в мире.
Я уверен, что это так.
Кроме того, мало где еще журналистика столь непосредственно влияла на
политический процесс, как в России. Здесь, правда, тоже есть немало
нюансов, но обо всем не скажешь.
Словом, русская журналистика XX века — великая мировая журналистика. Не
хочу называть примеры из последних десятилетий, но не удержусь от того,
чтобы не закончить этот очерк списком имен первой половины века:
Ленин, Троцкий, Плеханов, Бухарин, Горький, Булгаков, Гиляровский,
Дорошевич, Бурцев, Короленко…
Это только 10 имен, только 10. Но какие! И лишь в пределах самого
начала века.
Великая журналистика, великая!
И мы ее продолжили в конце века. И тоже кое–что сделали.
Виталий Третьяков (18.10.00)