ВСЁ, ЧТО КАСАЕТСЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
Грозит ли предел полю сетевых изданий
Середина марта прошла для отечественного Интернета под
флагом шестого Российского интернет-форума (РИФ). Уже несколько лет подряд
известнейшая индустриальная конференция проводится в пансионате «Лесные
дали», важнейшее из достоинств которого — простота маршрута: по Рублевке
прямо до упора и сто метров направо. Не все так просто с содержательной
частью.
Шесть лет назад организаторы первого форума целенаправленно вынесли
мероприятие за город, дабы участники могли отвлечься от городской суеты и
полноценно включиться в работу. Постороннему человеку все происходящее
могло показаться одной большой корпоративной пьянкой, когда в баре всегда
больше людей, чем на семинарах и круглых столах. Однако отдыхают
некоторые, а работают все. РИФ является общепризнанным барометром
состояния российской интернет-индустрии, именно здесь обнаруживаются
свежие тенденции и озвучиваются новые проекты. В небольшой, небогатой и
развивающейся отрасли отношения между игроками еще не устоялись, поэтому
многое зависит от личных контактов, которые как раз и образуются на таких
мероприятиях. Но и хорошо знакомым людям находится, что обсудить.
На секции «СМИ в Интернете» речь зашла о том, не составят ли сайты
традиционных, офлайновых СМИ конкуренцию онлайновым, чисто электронным
изданиям? Ведущим секции был Иван Засурский, заместитель гендиректора
Rambler по связям с общественностью — в докладе, построенном на
статистических данных этой системы, он сделал предположение, что на рынке
интернет-СМИ происходит передел аудиторий. Доля сайтов этой тематики в
общем аудиторном рейтинге за этот год выросла с 8 до 14-15 процентов (в
пике, во время сентябрьских событий, она составляла 30%). Однако разрыв в
популярности между лидирующими сайтами новостей и их менее посещаемыми
соперниками уменьшается. Посещаемость лидирующих интернет-СМИ в моменты
острых событий резко повышается, однако затем интерес спадает, и суточная
аудитория фиксируется на новом постоянном уровне. При этом популярность
сайтов «бумажных» СМИ (лидерами среди которых сейчас являются
«Комсомольская правда» и «Известия») плавно растет - число их читателей не
поднимается в кризисные моменты столь остро, но зато и не спадает по
окончании событий. Это дает основания предположить, что, возможно, со
временем эти сайты составят серьезную конкуренцию нынешним лидерам.
Экономическая подоплека таких изменений была бы понятна - наиболее
популярные ныне интернет-издания являются проектами с очень небольшим для
медиа-рынка бюджетом. Отсюда ограничения на производство оригинальных
материалов. Поэтому развитие работы редакций, например газет, в сторону
интеграции с Интернетом действительно может представлять «угрозу» чисто
онлайновым изданиям. Но есть у этого вопроса и обратная, маркетинговая
сторона. Как показывает опыт, читателю не очень-то важна оригинальность
публикуемой информации и мощность редакционной машины, которая ее
производит. Гораздо важнее тут формат и удобство издания, и, главное, его
«бренд», марка, общепризнанная позиция. В этом смысле нынешние лидеры
среди интернет-СМИ имеют практически максимально возможную на данный
момент аудиторию. Любопытно следующее сравнение, приведенное Засурским:
лидирующие газеты имеют тираж 2-3 миллиона, что по порядку величины
относится к примерно 150-миллионному населению России так же, как
100-тысячный ежедневный тираж интернет-изданий к 5-миллионному «населению»
российского Интернета. Есть, правда, в Сети еще и русскоязычная диаспора
за рубежом.
Это сравнение интересно и с точки зрения вопроса, с чем уместнее
проводить аналогию для интернет-СМИ — с газетами или с телевидением? А
может быть, с радио? До того, как начался рост популярности сайтов газет,
Интернет чаще сравнивался именно с телевидением. И причина не только в
преувеличенном значении интернет-СМИ, сформировавшемся на волне взрывного
роста этой отрасли. Ключевые факторы здесь - оперативность и
географическая широта покрытия. Поэтому именно во взаимодействии
телевидения и Интернета принято ожидать существенных изменений в структуре
новостного вещания. Однако речь при этом не идет об «интерактивном
телевидении» — это понятие еще не устоялось и имеет множество трактовок.
Так называют и домашние интернет-приставки (использующие телевизор в
качестве монитора) типа популярной в США системы WebTV, и системы
интеграции веб-страниц со специально размеченными видеопотоками (например,
подобные продукту компании Veon), и возможности кабельных сетей со
встроенной технологией обратной связи для каждого телезрителя. Однако это
всё если и не фантастика, то от нас-то точно довольно далеко в силу
специфичности коммуникационной и телевизионной инфраструктуры. Во всяком
случае, ни один проект такого плана из запускавшихся в России не преуспел.
Поэтому формат представления новостей в Интернете на сегодняшний день
не изменится, речь идет только о более мощной информационной базе, большей
иллюстрированности фото- и видеоматериалами, повышении авторитета и т.п.
Именно таких изменений — скорее, «количественных», а не качественных -
следует ждать от активизации сайтов традиционных СМИ. Пример тому - сайт
американской телекомпании Си-эн-эн, общепризнанный лидер среди
англоязычных онлайновых сайтов новостей. С точки зрения формата разница
между новостным сайтом газеты и телекомпании невелика - разве что кадры
телетрансляций используются. У таких сайтов есть, как правило, собственная
редакция, но успех ее работы в перспективе зависит от интеграции с работой
«офлайновых» журналистов.
В России этой дорогой уже прошел сайт NTVru.com, сначала выступавший
именно как интернет-издание телекомпании - еще под именем НТВ.ру. Его
создатели сделали акцент на «картинке», иллюстрируя новости, но теперь
сложно утверждать, сколь оправдан был такой выбор. Тяжелая судьба
родительской компании помешала планомерному развитию проекта, возможно, он
потерял динамику.
На этом фоне важнейшим событием года станет приход в Интернет ВГТРК,
где в конце прошлого года начала работу дирекция интернет-вещания. Ее
задача — построение нового электронного СМИ - государственного
интернет-канала «Россия». Именно это, кстати, сочли наиболее перспективным
и способным изменить ситуацию на рынке большинство участников секции «СМИ
в Интернете» на РИФе.
Новое подразделение ВГТРК обеспечено специалистами с опытом работы в
интернет-СМИ и на телевидении и поддержано вниманием руководства компании
к развитию интернет-вещания. В Сети доступны уже достаточное время
открытые в его рамках сайт программы "Вести недели" по адресу vesti7.ru и
спортивный ресурс РТР-Спорт.ру, а на этой неделе официально открывается
новый сайт программы «Вести» (rtr-vesti.ru). Он неизбежно станет важной
частью информационного поля в Рунете. Насколько сложным окажется
соревнование сетевых изданий в новой ситуации, зависит от того, что
все-таки важнее для интернет-читателей: оперативность, марка, стиль,
удобство, идеология, авторитетность или другие стороны издания. Ответов на
эти вопросы пока нет.
Александр Гагин (20.03.02)
|