Журналистика - настоящий ад,
пропасть беззакония, лжи, предательства…
О. Бальзак

Неофициальный сайт факультета журналистики Ростовского ГосУниверситета
ЭТО ИНТЕРЕСНО
ФАКУЛЬТЕТ
Главная
Архив новостей
Обучение
Абитура
Библиотека
Мэтры
Face Control
Обмен опытом
РЕЛАКСАЦИЯ
Шутканём!
Freetime
ГОЛОСОВАНИЕ
Следует ли разрешить курение на факультете?
Да!
Курите и дальше в туалете!
По барабану
Результаты
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛИСТА
ВСЁ, ЧТО КАСАЕТСЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Я.Засурский. Образование — оружие четвертой власти

С громкими словами «свободная пресса» на устах работают сегодня сотни журналистов. Популярность профессии растет год от года: доступ к любой информации и свобода действий прельщают многих. Политики, актеры, дизайнеры бросают свои профессии и подаются в журналисты. Очень часто в некачественной продукции СМИ обвиняют именно факультеты журналистики — мол, не научили. Хотя в основном негатив в профессию привносят неквалифицированные работники, которые не имеют представления об основных навыках журналистики.

Ясен Николаевич Засурский уже более 35 лет воспитывает российских журналистов. С 1965 года он возглавляет факультет журналистики МГУ. За это время успело вырасти и сменить свои взгляды не одно поколение. В беседе с корреспондентом «Со-Общения» Катериной Медведевой Ясен Засурский рассказал об изменениях в современной журналистики и журналистском образовании.

— Какие тенденции намечаются в развитии современной журналистики и журналистского образования?

— Образование становится важной отраслью хозяйства. Дело в том, что сегодня основным ресурсом развития экономики является не нефть и уголь, а человеческий ресурс. Больше всего ценится человек, который способен открыть что-то новое в науке. Поэтому современную эпоху принято называть информационным обществом, или обществом знаний.

В чем преимущество образованного человека, получившего профессиональное образование? Скажем просто: на своем рабочем месте он делает намного меньше глупостей, потому что обладает определенным набором знаний и навыков, полученных в процессе обучения. И такой работник ценится намного больше. Соответственно, повышается спрос и на образование.

В системе современного образования можно выделить два направления. Первое - массовое. Общество вступило в постиндустриальный период, когда основная масса населения должна иметь высшее образование. В этом случае необходимо обеспечить образование всем тем, кто работает и создает продукцию. Второе — это поиск и подготовка кадров, которые могут произвести прорыв в науке, которые могут рождать невероятные идеи и воплощать их в жизнь.

За такими кадрами очень пристально наблюдают во всем мире. Американские, японские, французские, немецкие ВУЗы проводят специальные ярмарки вакансий, выдают гранты тем, кто действительно может поднять уровень науки. Я называю это охотой за Ломоносовыми.

Поиск талантливых, одаренных людей — это главное направление в развитии современного образования.

Журналистика сейчас становится очень важной профессией, потому что журналисты являются основными производителями содержания, контента. Конвергенция в сфере информационных технологий привела к тому, что все выражается в определенном содержании. Борьба за производство и распространение информации становится очень серьезной и требует все больше профессионалов.

Кстати, в 50-е годы единственной страной (кроме России), обладающей развитой системой образовательных учреждений, готовящих журналистские кадры, были США. В Европе такой системы практически не существовало. Сейчас во многих странах Высшие школы коммуникации выпускают профессионалов в этой области.

А в России существует 50 государственных ВУЗов, в которых есть факультеты журналистики, а также очень много негосударственных институтов. Понятно, что рост числа факультетов журналистики обусловлен спросом на эту профессию.

В данный момент в развитии журналистского образования есть два направления: первое - это подготовка узких специалистов (например, журналистов, пишущих об экономике, химической промышленности, искусстве), и второе - это подготовка журналистов, способных собирать и анализировать необходимые документы и факты во многих областях, и работать с любой информацией. Наш факультет придерживается второго направления: студенты получают широкое образование на базе гуманитарных предметов — истории литературы, психологии, философии — и в тоже время их обучают практическим навыкам.

На мой взгляд, наступает такое время, когда журналисты должны широко смотреть на мир и в этом им должно помочь гуманитарное образование.

Я сам сторонник подготовки думающих журналистов, которые способны не только описывать происходящие события, но и анализировать, создавать что-то свое, новое.

— Какие нововведения можно отметить в существующем журналистском образовании, создаются ли актуальные образовательные программы или Университет придерживается вековых традиций?

— Традиции в Университете, безусловно, должны соблюдаться. Но если говорить об инновациях, то в первую очередь стоит отметить виртуальную журналистику - электронные газеты, виртуальное телевидение и радио. Эти направления сочетают в себе возможность фантазии, эксперимент и использование новых технических возможностей. Мы стараемся знакомить студентов с новыми технологиями и их правильным и рациональным использованием.

Надо сказать, что современные технические возможности не реализуются в полной мере или используются не по назначению. Неспособность журналистов справиться с осмыслением информации приводит к тому, что они опережают события и предоставляют непроверенные факты раньше времени. Я приведу простой пример, причем из зарубежной практики, хорошо иллюстрирующий это явление. Вспомним выборы в Америке: Буш и Гор идут в предвыборной гонке нос к носу. Окончательный результат голосования должен быть официально объявлен только через несколько дней. Но общественность уже переполняют эмоции, потому что одни СМИ кричат о победе Буша, другие чествуют Гора. В конце концов эта неразбериха привела к большому скандалу. А все из-за того, что каждая газета, каждый телеканал хотели опередить конкурентов и привлечь аудиторию сенсационными, но, к сожалению, недостоверными фактами.

— Какие еще актуальные проблемы существуют в современной журналистике? И как их можно решить с помощью образования?

— Надо сказать, что сейчас и российская журналистика, и мировая переживают определенный кризис. Это связано с тем, что скорость передачи информации и само обилие фактов создают такой калейдоскоп, что становится очень трудно найти главное. Сегодня в журналистике очень много информации, отвлекающей от реальных проблем. Виртуальным способом создается видимость на самом деле несуществующих проблем. Отсутствие рационального взгляда и опережение событий ведут к тому, что журналистика пытается создать виртуальную реальность, искусственно раздуть события.

Все знают, что власть журналистики сегодня очень велика. И чтобы правильно ею пользоваться, нужны определенные подходы и решения, но в первую очередь нужны знания. Неквалифицированная журналистика тоже добилась этой власти, и, к сожалению, это приводит к плачевным последствиям.

Современной журналистике не хватает интеллектуального наполнения. Журналистика, обладая передовым оружием — массовой информацией, к сожалению, часто не может создать или подобрать нужный заряд для этого оружия. Особенно это касается России, где общий интеллектуальный уровень заметно снизился.

Доступ к большинству современных технологий открыт, с их помощью журналистика должна стать иной, она должна служить человеку. Но для этого нужны большие усилия, и не только со стороны подготовки кадров, но и со стороны владельцев средств массовой информации. Сегодня наша журналистика заключена в своеобразный «замкнутый треугольник», в котором журналисты ищут работу и деньги, руководители СМИ находятся в постоянном поиске спонсоров и покровителей, а предприниматели пытаются с помощью денег использовать СМИ для реализации своей стратегии. Возникает очень сложный процесс манипулирования сознанием для достижения целей нескольких богатых людей. Этот процесс известен во многих странах, но, например, в Америке он уравновешивается тем, что в самом обществе существует определенный консенсус: американская двухпартийная система не дает журналистике далеко уйти в своих манипулятивных акциях. В нашей стране манипуляция сознанием — это серьезнейшая проблема.

— Но ведь этим манипулятивным технологиям студентов журфака не обучают? Получается, что это самостоятельно приобретенный опыт?

— Я бы сказал так: это опыт не индивидуальный. Он связан с ситуацией, которая сложилась в России в последнее время, с ее социальной действительностью. В России нет устойчивой экономической базы в системе СМИ, а также отсутствует культура гражданского общества. Главная гуманитарная проблема в России на сегодняшний день — это создание гражданского общества. А суть его опирается на проблему индивидуализма. Воспитание разумного индивидуализма, уважения к себе, к личности у нас, к сожалению, отсутствует.

Одна из задач образования, и журналистского образования в частности, — воспитать уважение к индивидуальному порыву, дать понять, как то или иное действие может повлиять на каждого человека. Журналист в первую очередь должен думать о том, для кого он пишет, и, конечно, не забывать, о ком он пишет.

Наше гуманитарное образование для начала должно сосредоточиться на правах человека, а не общества, на правах каждой личности, каждого мальчика, который погибает в Чечне и не всегда понимает, почему он там погибает. В этом случае нельзя писать, что «при осуществлении данной военной операции погибло 10 человек»… Нет десяти человек, есть Саши, Пети, Жени - наши дорогие мальчики. И нужно знать их фамилии, печатать их полностью и с особой честью.

— Человек, который не получил журналистского образования, имеет право называть себя журналистом?

— Особенность профессии журналиста заключается в том, что она открыта для всех. Думающий человек, обладающий литературным даром, всегда может стать публицистом, аналитиком. Но не стоит забывать, что в журналистике есть большое количество направлений, и для работы в каждом из них у человека должно быть призвание, определенные навыки. Существуют корреспонденты (в Америке их называют legmen), способные добывать любую информацию, зачастую в горячих точках; есть ведущие ток-шоу, авторы аналитических статей — у каждой из этих профессий своя специфика.

Профессиональный журналист должен сегодня получить специальное образование и понять, чем он хочет и может заниматься. В качестве иллюстрации можно провести такую аналогию: в армии есть кадровые офицеры и есть вольнонаемные, которые чаще всего остаются рядовыми. Не спорю, из некоторых «вольнонаемных» вырастают настоящие журналисты, но это требует кропотливого труда над собой и своей личностью.

— Каково Ваше отношение к частному образованию?

— Частное образование может иметь в нашей стране будущее, если оно найдет хороших преподавателей и даст им возможность развиваться самим и продвигать свою науку. Конечно, многие преподаватели из Университета и других известных институтов работают в частных высших школах, но все-таки преподавательский состав не является решающим звеном. На преподавателей оказывается давление, но главная проблема в том, для частного учебного заведения сегодня важнее получить деньги от студентов, чем дать им образование.

Например, в Гарварде — университете с давними традициями - основной доход идет отнюдь не от студентов. Деньги поступают в основном от спонсорских организаций — крупных корпораций, а также от бывших выпускников. К тому же наличие денег не означает, что студенту открыта дорога в Гарвард. Для поступления в такой престижный университет необходимо иметь мозги. Но уж если студент зарекомендовал себя с хорошей стороны, то ему будут всячески помогать для того, чтобы он продолжал учиться и развивать науку в стенах данного университета.

— А выпускники факультета журналистики поддерживают свой факультет?

— Поддерживают, конечно, но больше в моральном плане: например, берут к себе на практику наших студентов, устраивают мастер-классы. У нас еще нет богатых выпускников. Все они живут идеями и творчеством, возможно, этому нужно радоваться.

Недавно среди студентов МГУ был проведен опрос, чем они хотят заниматься после окончания Университета и какие критерии определяют выбор дальнейшего места работы. Студенты нашего факультета в основном, как это ни странно, говорили, что важнее всего для них найти интересную работу по специальности. А на других факультетах больше всего отмечалась материальная сторона.

Я думаю, что это связано со спецификой нашей работы. К нам идут те, кто ищет динамику в профессии, постоянное движение, интересное общение. Наших студентов интересует в жизни нечто большее, чем просто деньги.

Оригинал:
http://www.soob.ru/soob/02/02-78-30/freedata/sreda1.htm

закачано с МедиаСпрут. Ру (2003)

Сегодня
Контакты
ЖYРФАК Mail
Гостевая книга
Stuff
Телекомпания Метео-ТВ
Countdown

Copyright
Идея и контент:
Max Kadra&DJ Alckash
Design:
Chrono_TriGGer
сайт оптимизирован под разрешение 1024x768 пикселей ©2002, NEO CiTY
Hosted by uCoz