С громкими словами «свободная пресса» на устах работают
сегодня сотни журналистов. Популярность профессии растет год от года:
доступ к любой информации и свобода действий прельщают многих. Политики,
актеры, дизайнеры бросают свои профессии и подаются в журналисты. Очень
часто в некачественной продукции СМИ обвиняют именно факультеты
журналистики — мол, не научили. Хотя в основном негатив в профессию
привносят неквалифицированные работники, которые не имеют представления об
основных навыках журналистики.
Ясен Николаевич Засурский уже более 35 лет воспитывает российских
журналистов. С 1965 года он возглавляет факультет журналистики МГУ. За это
время успело вырасти и сменить свои взгляды не одно поколение. В беседе с
корреспондентом «Со-Общения» Катериной Медведевой Ясен Засурский рассказал
об изменениях в современной журналистики и журналистском образовании.
— Какие тенденции намечаются в развитии современной журналистики и
журналистского образования?
— Образование становится важной отраслью хозяйства. Дело в том, что
сегодня основным ресурсом развития экономики является не нефть и уголь, а
человеческий ресурс. Больше всего ценится человек, который способен
открыть что-то новое в науке. Поэтому современную эпоху принято называть
информационным обществом, или обществом знаний.
В чем преимущество образованного человека, получившего профессиональное
образование? Скажем просто: на своем рабочем месте он делает намного
меньше глупостей, потому что обладает определенным набором знаний и
навыков, полученных в процессе обучения. И такой работник ценится намного
больше. Соответственно, повышается спрос и на образование.
В системе современного образования можно выделить два направления.
Первое - массовое. Общество вступило в постиндустриальный период, когда
основная масса населения должна иметь высшее образование. В этом случае
необходимо обеспечить образование всем тем, кто работает и создает
продукцию. Второе — это поиск и подготовка кадров, которые могут
произвести прорыв в науке, которые могут рождать невероятные идеи и
воплощать их в жизнь.
За такими кадрами очень пристально наблюдают во всем мире.
Американские, японские, французские, немецкие ВУЗы проводят специальные
ярмарки вакансий, выдают гранты тем, кто действительно может поднять
уровень науки. Я называю это охотой за Ломоносовыми.
Поиск талантливых, одаренных людей — это главное направление в развитии
современного образования.
Журналистика сейчас становится очень важной профессией, потому что
журналисты являются основными производителями содержания, контента.
Конвергенция в сфере информационных технологий привела к тому, что все
выражается в определенном содержании. Борьба за производство и
распространение информации становится очень серьезной и требует все больше
профессионалов.
Кстати, в 50-е годы единственной страной (кроме России), обладающей
развитой системой образовательных учреждений, готовящих журналистские
кадры, были США. В Европе такой системы практически не существовало.
Сейчас во многих странах Высшие школы коммуникации выпускают
профессионалов в этой области.
А в России существует 50 государственных ВУЗов, в которых есть
факультеты журналистики, а также очень много негосударственных институтов.
Понятно, что рост числа факультетов журналистики обусловлен спросом на эту
профессию.
В данный момент в развитии журналистского образования есть два
направления: первое - это подготовка узких специалистов (например,
журналистов, пишущих об экономике, химической промышленности, искусстве),
и второе - это подготовка журналистов, способных собирать и анализировать
необходимые документы и факты во многих областях, и работать с любой
информацией. Наш факультет придерживается второго направления: студенты
получают широкое образование на базе гуманитарных предметов — истории
литературы, психологии, философии — и в тоже время их обучают практическим
навыкам.
На мой взгляд, наступает такое время, когда журналисты должны широко
смотреть на мир и в этом им должно помочь гуманитарное образование.
Я сам сторонник подготовки думающих журналистов, которые способны не
только описывать происходящие события, но и анализировать, создавать
что-то свое, новое.
— Какие нововведения можно отметить в существующем журналистском
образовании, создаются ли актуальные образовательные программы или
Университет придерживается вековых традиций?
— Традиции в Университете, безусловно, должны соблюдаться. Но если
говорить об инновациях, то в первую очередь стоит отметить виртуальную
журналистику - электронные газеты, виртуальное телевидение и радио. Эти
направления сочетают в себе возможность фантазии, эксперимент и
использование новых технических возможностей. Мы стараемся знакомить
студентов с новыми технологиями и их правильным и рациональным
использованием.
Надо сказать, что современные технические возможности не реализуются в
полной мере или используются не по назначению. Неспособность журналистов
справиться с осмыслением информации приводит к тому, что они опережают
события и предоставляют непроверенные факты раньше времени. Я приведу
простой пример, причем из зарубежной практики, хорошо иллюстрирующий это
явление. Вспомним выборы в Америке: Буш и Гор идут в предвыборной гонке
нос к носу. Окончательный результат голосования должен быть официально
объявлен только через несколько дней. Но общественность уже переполняют
эмоции, потому что одни СМИ кричат о победе Буша, другие чествуют Гора. В
конце концов эта неразбериха привела к большому скандалу. А все из-за
того, что каждая газета, каждый телеканал хотели опередить конкурентов и
привлечь аудиторию сенсационными, но, к сожалению, недостоверными
фактами.
— Какие еще актуальные проблемы существуют в современной
журналистике? И как их можно решить с помощью образования?
— Надо сказать, что сейчас и российская журналистика, и мировая
переживают определенный кризис. Это связано с тем, что скорость передачи
информации и само обилие фактов создают такой калейдоскоп, что становится
очень трудно найти главное. Сегодня в журналистике очень много информации,
отвлекающей от реальных проблем. Виртуальным способом создается видимость
на самом деле несуществующих проблем. Отсутствие рационального взгляда и
опережение событий ведут к тому, что журналистика пытается создать
виртуальную реальность, искусственно раздуть события.
Все знают, что власть журналистики сегодня очень велика. И чтобы
правильно ею пользоваться, нужны определенные подходы и решения, но в
первую очередь нужны знания. Неквалифицированная журналистика тоже
добилась этой власти, и, к сожалению, это приводит к плачевным
последствиям.
Современной журналистике не хватает интеллектуального наполнения.
Журналистика, обладая передовым оружием — массовой информацией, к
сожалению, часто не может создать или подобрать нужный заряд для этого
оружия. Особенно это касается России, где общий интеллектуальный уровень
заметно снизился.
Доступ к большинству современных технологий открыт, с их помощью
журналистика должна стать иной, она должна служить человеку. Но для этого
нужны большие усилия, и не только со стороны подготовки кадров, но и со
стороны владельцев средств массовой информации. Сегодня наша журналистика
заключена в своеобразный «замкнутый треугольник», в котором журналисты
ищут работу и деньги, руководители СМИ находятся в постоянном поиске
спонсоров и покровителей, а предприниматели пытаются с помощью денег
использовать СМИ для реализации своей стратегии. Возникает очень сложный
процесс манипулирования сознанием для достижения целей нескольких богатых
людей. Этот процесс известен во многих странах, но, например, в Америке он
уравновешивается тем, что в самом обществе существует определенный
консенсус: американская двухпартийная система не дает журналистике далеко
уйти в своих манипулятивных акциях. В нашей стране манипуляция сознанием —
это серьезнейшая проблема.
— Но ведь этим манипулятивным технологиям студентов журфака не
обучают? Получается, что это самостоятельно приобретенный опыт?
— Я бы сказал так: это опыт не индивидуальный. Он связан с ситуацией,
которая сложилась в России в последнее время, с ее социальной
действительностью. В России нет устойчивой экономической базы в системе
СМИ, а также отсутствует культура гражданского общества. Главная
гуманитарная проблема в России на сегодняшний день — это создание
гражданского общества. А суть его опирается на проблему индивидуализма.
Воспитание разумного индивидуализма, уважения к себе, к личности у нас, к
сожалению, отсутствует.
Одна из задач образования, и журналистского образования в частности, —
воспитать уважение к индивидуальному порыву, дать понять, как то или иное
действие может повлиять на каждого человека. Журналист в первую очередь
должен думать о том, для кого он пишет, и, конечно, не забывать, о ком он
пишет.
Наше гуманитарное образование для начала должно сосредоточиться на
правах человека, а не общества, на правах каждой личности, каждого
мальчика, который погибает в Чечне и не всегда понимает, почему он там
погибает. В этом случае нельзя писать, что «при осуществлении данной
военной операции погибло 10 человек»… Нет десяти человек, есть Саши,
Пети, Жени - наши дорогие мальчики. И нужно знать их фамилии, печатать их
полностью и с особой честью.
— Человек, который не получил журналистского образования, имеет
право называть себя журналистом?
— Особенность профессии журналиста заключается в том, что она открыта
для всех. Думающий человек, обладающий литературным даром, всегда может
стать публицистом, аналитиком. Но не стоит забывать, что в журналистике
есть большое количество направлений, и для работы в каждом из них у
человека должно быть призвание, определенные навыки. Существуют
корреспонденты (в Америке их называют legmen), способные добывать любую
информацию, зачастую в горячих точках; есть ведущие ток-шоу, авторы
аналитических статей — у каждой из этих профессий своя специфика.
Профессиональный журналист должен сегодня получить специальное
образование и понять, чем он хочет и может заниматься. В качестве
иллюстрации можно провести такую аналогию: в армии есть кадровые офицеры и
есть вольнонаемные, которые чаще всего остаются рядовыми. Не спорю, из
некоторых «вольнонаемных» вырастают настоящие журналисты, но это требует
кропотливого труда над собой и своей личностью.
— Каково Ваше отношение к частному образованию?
— Частное образование может иметь в нашей стране будущее, если оно
найдет хороших преподавателей и даст им возможность развиваться самим и
продвигать свою науку. Конечно, многие преподаватели из Университета и
других известных институтов работают в частных высших школах, но все-таки
преподавательский состав не является решающим звеном. На преподавателей
оказывается давление, но главная проблема в том, для частного учебного
заведения сегодня важнее получить деньги от студентов, чем дать им
образование.
Например, в Гарварде — университете с давними традициями - основной
доход идет отнюдь не от студентов. Деньги поступают в основном от
спонсорских организаций — крупных корпораций, а также от бывших
выпускников. К тому же наличие денег не означает, что студенту открыта
дорога в Гарвард. Для поступления в такой престижный университет
необходимо иметь мозги. Но уж если студент зарекомендовал себя с хорошей
стороны, то ему будут всячески помогать для того, чтобы он продолжал
учиться и развивать науку в стенах данного университета.
— А выпускники факультета журналистики поддерживают свой
факультет?
— Поддерживают, конечно, но больше в моральном плане: например, берут к
себе на практику наших студентов, устраивают мастер-классы. У нас еще нет
богатых выпускников. Все они живут идеями и творчеством, возможно, этому
нужно радоваться.
Недавно среди студентов МГУ был проведен опрос, чем они хотят
заниматься после окончания Университета и какие критерии определяют выбор
дальнейшего места работы. Студенты нашего факультета в основном, как это
ни странно, говорили, что важнее всего для них найти интересную работу по
специальности. А на других факультетах больше всего отмечалась
материальная сторона.
Я думаю, что это связано со спецификой нашей работы. К нам идут те, кто
ищет динамику в профессии, постоянное движение, интересное общение. Наших
студентов интересует в жизни нечто большее, чем просто деньги.
Оригинал:
http://www.soob.ru/soob/02/02-78-30/freedata/sreda1.htm
закачано с МедиаСпрут. Ру (2003)