На известном этапе мы и
телевидение поменялись местами. Было: ТВ для зрителя — чтобы мы росли над
собой. Стало: зритель для ТВ — чтобы тамошние люди могли зарабатывать. Чем
нас больше, тем больше заработок. За нас идет борьба — но за наш же счет. Обо
всем этом мы предложили читателям поговорить с Владимиром Познером,
телеведущим и президентом Российской телеакадемии. Телефоны звонили
беспрерывно.
Магазин на диване
— Боже, какое счастье, что я
дозвонилась! С вами говорит из Санкт–Петербурга Бинна Ивановна.
— Так, Бинна Ивановна, слушаю вас.
— Я хочу объясниться в любви: вы —
единственный в своем роде. Таких практически нет. Вы умны, интеллигентны,
образованны, галантны, замечательны! Мне 79 лет, и я вполне в своем уме.
— Да, это абсолютно чувствуется. Бинна Ивановна, а о чем вопрос?
— О «Поле чудес». Сначала
там были более или менее интеллектуальные люди, но сейчас какой–то кошмар!
Мне стыдно за мой народ. Вы можете как–то это преодолеть?
—Я?! «Поле чудес» — программа Якубовича, и вам надо с ним
говорить. Но передача и не рассчитана на высокий интеллект. Она обращена к
широкой публике, поэтому и пользуется успехом.
— Звонит Хазанова Римма Григорьевна.
Скажите, кто строит телепрограмму? Есть какой–нибудь координационный совет?
Вот объявлен фильм с Габеном, но опять на 0.45!
— Каналы независимы друг от друга, и нет никакого совета. От того, сколько у
них зрителей, зависит стоимость рекламного времени — поэтому они сражаются за
рейтинг. И сетку вещания составляют на основании изучения аудитории. Я
понимаю, что вам хочется смотреть Жана Габена, но в прайм–тайм у старого
фильма будет мало зрителей.
— Они нас оскорбляют: считают, что нам
нужна стрельба и кровь.
— Я скажу жестокую вещь, но такова реальность: для ТВ круг любителей старого
кино не представляет интереса, поскольку покупательная способность немолодых
людей низкая. Рекламодатель заинтересован в людях до 35 лет, которые могут
покупать товары. И вся программа коммерческого ТВ строится исходя из этого.
Поэтому я ратую за создание общественного ТВ, которое не нуждается в рекламе.
Оно сможет учитывать интересы вашей возрастной группы.
— Мы из чувства противоречия покупаем
не то, что рекламируют!
— Если реклама не работала, ее бы сменили. Пять лет назад в России пиво пили
относительно мало. Сегодня число любителей пива, особенно молодых, просто
гигантское. Это результат телерекламы.
Актуальное ТВ
— Вас приветствует ваш поклонник
Виталий Леонидович. Если бы в США произошло то, что у нас на Киевском шоссе,
а теперь и под Томском, то Америка встала бы на дыбы. У нас же ксенофобия и
антисемитизм приобретают такие масштабы, что пора государству серьезно
думать: что же в России делается! Почему эта тема не находит отражения на ТВ,
в том числе и в вашей передаче?
— Эта тема у нас действительно мало обсуждается. Говорить о ней как бы
стесняются, тем более что жива легенда о былой дружбе народов, хотя это
вранье. А разговор нужен, и я эту тему не оставлю. Вообще, хотелось бы
услышать, что думает по этому поводу президент России, потому что разговор
должен идти совершенно на ином уровне.
— Беспокоит Эльбрус Сакиев, главный
редактор Северо-Осетинского радио. Хочу поприветствовать вас как коллегу, к
слову которого я прислушиваюсь. Только жаль, что на экране вокруг вас так
много пошлятины - всякого рода «Окна» и пр. И совершенно забыто
такое понятие, как патриотизм.
— Знаете, патриотизм нельзя просто объявить, это чувство должно возникнуть
само. А как ему возникнуть, если человек видит, что ему врут? Был анекдот:
некто приходит в поликлинику и говорит, что ему нужно к врачу ухо–глаз.
Извините, говорят, у нас есть ухо-горло-нос, есть глазной, а ухо–глаз нет. А
если бы и был — зачем он вам нужен? Да понимаете, я слышу одно, а вижу совсем
другое! Так вот, пока человек будет слышать одно, а видеть другое, он не
может быть патриотом. Человек, который знает правду, свободней обманутого.
— А как вы относитесь к программе
патриотического воспитания?
— Скептически. Патриотическое воспитание — это не когда вбивают в голову, что
мы умнее всех. Воспитание идет через Пушкина, Лермонтова, Толстого. Через
фильмы, через достижения науки, спорта.
— Я из Тульской области, меня зовут
Виктор Михайлович. В нашем селе жители решили возобновить свой храм.
По–моему, они готовы совершить главный подвиг своей жизни: прихожане собрали
30 тысяч. Но этого мало. К кому ни обращались — одни отказы. Нельзя ли снять
телесюжет — может, он поможет?
— Если тяжело болен ребенок и нужны деньги на операцию, я бы это понял. Или:
наводнение, люди живут на улице и не хватает денег, чтоб им помочь, — надо
помогать всем миром. Но храм дело индивидуальное, и я не понимаю, почему люди
из других мест должны на это жертвовать деньги. И почему это называется
подвигом.
— Я смотрел новости — руководители
«Единой России» заявили, что готовы помочь своими взносами
строительству собора.
— Предвыборная акция. Подкуп, чтобы получить голоса. Это же ясно!
— Меня интересует обратная связь с
теми, кто выступает в газетах, в эфире. Нет контактных позывных. Я не вижу,
чтобы они так же явно, как, скажем, у торговцев, выглядывали из каждого угла
— мол, звоните нам, обращайтесь к нам, нам интересно ваше мнение.
— Но мы — журналисты, даем информацию: произошло то–то и то–то. И мы
приглашаем людей, имеющих отношение к событию. И с ними разговариваем для
вас. Вы слушаете и принимаете свои решения. Обратная связь, конечно, может
быть — как в программе Савика Шустера, там люди звонят, какие-то графики
идут. Я ни хрена в этих графиках понять не могу, но, наверное, кто–то может.
В программе «Времена» публика безмолвствует, хотя я всегда говорю:
вы свистите, если не нравится. Но они почему-то не свистят.
— Вы люди много знающие, с вами хочется
посоветоваться.
— А вы представляете себе, сколько людей захотят посоветоваться? Никакого
житья не будет. Даже если читать все письма, которые приходят, я больше ничем
не смог бы заниматься. И мне просто докладывают: почитайте, это очень важно.
— А с теми, кто докладывает, можно
связаться?
— Пожалуйста. Редакция «Времен», улица Королева, 12, ОРТ.
Как быть знаменитым
— Вас беспокоит Татьяна. Я учусь на
факультете журналистики МГУ и хочу стать телеведущей. Что бы вы мне
посоветовали?
— Выберите программы, ведущие которых вам нравятся. И постарайтесь
встретиться с ними. Вы должны им сказать: хочу быть ведущей и позвольте мне
принять участие в вашем рабочем процессе. Буду переносить ящики, буду
отвечать на звонки, но я хочу понять, как это делается. Сначала скажут:
отстаньте, мы заняты. А вы упорствуйте. Уверяю, найдутся такие, кто скажет:
девочка хочет, надо дать ей шанс.
— А если мне ваша программа нравится?
— Чтобы вести аналитическую программу, нужно иметь жизненный опыт. Есть бы я
сразу после университета претендовал на такую программу, мне бы сказали:
мальчик, остынь, наберись сначала опыта.
— А вы окончили журфак?
— Нет, биолого–почвенный. Но быстро понял, что биолога из меня не будет.
Переводил с английского поэзию, работал у Самуила Яковлевича Маршака. Потом в
АПН, на радио. А на телеэкран меня пустили, когда мне было 52 года! Так что
надо набраться терпения и добиваться своего. Везение — результат работы.
— Владимир Владимирович, выйдет ли у
нас книга, которую вы издали за рубежом?
— Выйдет. Она называется «Прощание с иллюзиями». Это была попытка
разобраться в себе самом — в том, что произошло с моей верой в строй, который
был для меня очень важным. Я начал ее писать по–английски, поскольку жизнь
моя начиналась на английском языке. Думал, что потом напишу ее и по–русски,
но она давалась так тяжко, что сама мысль о том, что надо писать снова,
казалась невозможной. Надеюсь, что к осени я эту работу закончу и книга
выйдет по-русски.
— Меня зовут Павел, я из
Екатеринбурга. Читал о вашем проекте, связанном с влиятельными персонами.
Почему он не состоялся?
— Сняли 14 программ из 39, но финансирование кончилось. Героями должны были
стать люди, которые смогли изменить жизнь миллионов. Спросите любого: кто
придумал микросхему? Не ответит!
— Что теперь будет с отснятым
материалом?
— Думаю, что в конце концов деньги найдутся, и я буду заниматься только этим.
Хочется заняться программой, которая будет жить больше, чем один день. А эта
серия имеет ценность непреходящую.
Нырок в рынок
— Вас приветствует Андрей Трохин из
Владимира. Узнал о гибели «Общей газеты». Как–то это тихо
произошло, а погиб–то один из самых профессиональных и ярких еженедельников!
— «ОГ» была убыточной. Те, кто ее финансировал, рассчитывали, что
газета будет иметь влияние. Но оказалось, влияния нет — круг читателей мал. И
они перестали ее финансировать. Здесь нет закулисных интриг - просто не
сумели газету продвинуть.
— Моя фамилия Кусова, я президент
Ассоциации этнопроблематики при Союзе журналистов. В Америке нет запретов, но
все, что разжигает расовую рознь, подвергается жесткому анализу. У нас же
сатирик Задорнов называет народы Северного Кавказа прокладками, которые
мешают объединению России с южным Кавказом. Я уже не говорю о программе
«Русский дом» или газете «Завтра», где вообще вакханалия.
Мой вопрос: не хотите ли вы сделать цикл, посвященный национальным
отношениям?
— Я хотел бы посвятить этой теме не одну передачу: по мере накопления
проявлений шовинизма вопрос будет все более актуальным. Когда идет явное
оскорбление людей по национальному, расовому или религиозному признаку, я
считаю, что надо действовать.
— Звонит Марина из Петербурга.
Телевидение влияет на общество — может ли это влияние быть неподконтрольным
обществу? Может ли оно целиком зависеть от коммерческих интересов?
— Определяет правила — что нельзя показывать, и в случае нарушения вас могут
уволить. Люди, которые создавали ТВ, рассматривали его не как бизнес, а как,
если угодно, любовь. Так возникли эти правила. А в России нет правил — теперь
на ТВ представления не имеют о том, что этично, а что нет.
— Вам не кажется, что вы последний
человек на ТВ, который не говорит «компромеНтировать» и
«конкурентНоспособный»?
— Не последний. Есть люди, которые грамотно говорят, — Парфенов, Якубович…
Другое дело, что раньше на ТВ за неправильную речь можно было потерять
работу. Если бы сегодня кого–то уволили за плохой русский язык, уже завтра
все стали бы очень внимательными.