Журналистика - настоящий ад,
пропасть беззакония, лжи, предательства…
О. Бальзак

Неофициальный сайт факультета журналистики Ростовского ГосУниверситета
ЭТО ИНТЕРЕСНО
ФАКУЛЬТЕТ
Главная
Архив новостей
Обучение
Абитура
Библиотека
Мэтры
Face Control
Обмен опытом
РЕЛАКСАЦИЯ
Шутканём!
Freetime
ГОЛОСОВАНИЕ
Следует ли разрешить курение на факультете?
Да!
Курите и дальше в туалете!
По барабану
Результаты
ОБУЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА| ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТАМ И ЭКЗАМЕНАМ

Зарубежная литература XX века (конспект лекций)

XX век был одни из самых многообещающих периодов в жизни человечества, но породил много разочарований (I Мировая война). Он показал предельную слабость и уязвимость цивилизации. Недовольство настоящим состоянием вещей.

Казалось, что после Великой Французской революции цивилизация только прогрессировала, самосовершенствовалась. Однако этого не произошло. I Мировая война многих застигла врасплох. Рухнули многие идеалы. Эта война была бессмысленной (10 млн. погибших) и эгоистической. Также она породила суждения о неоднозначности научно-технического прогресса (танки, авиация, подводный флот, химическое оружие). Эта эпоха породила в литературе предельный скепсис.

I Мировая война разрушила веру в гуманистические ценности. Отсутствовало единое понятие цивилизации XX века. XX век - век больших катастроф (гигантский кризис экономики, военный конфликт).

Однако кризис не означал крушение художественных ценностей. Увеличивается творческий потенциал. Искусство отражает кризисное время, но художественные моменты отнюдь не кризисные. И лит-ра была не менее существенной, чем в 19 веке.

Основные лит-е направления XX века: 1) реализм: - классический (ориентирующийся на образцы лит-ры XIX века: Бальзак, Теккерей, Голсуорси)
- реализм 20 века (сочетание стремления показать персонажей на фоне больших социальных явлений с неординарной формой: Грин, Моравиа)
2) модернизм: - высокий (идея служения, оттачивается каждое слово: Пруст, Джойс, Кафка, Фолкнер)
- авангард

Реалисты: мир познаваем и его можно описать и рассказать о нем. Мир достижим, нужно стремиться к этому.

Модернисты: мир непознаваем, но нужно стремиться его познать. Процесс познавания - достойный процесс.

Постмодернисты: нет единой модели мира. Стремились соединить все, но это, как показала лит-ра, невозможно и текст - игра, пародийное переосмысление. Ключевые моменты: игра, интертекстуальность, пародия.

Специфические черты произведений XX века:
1) нетрадиционная и усложненная повествовательная структура
2) текст в тексте («матремечная» стр-ра)
3) монтаж
4) интертекстуальность
5) техника потока сознания
6) принцип контрапункта (развиваются несколько разных тем, но сущ-ют точки соприкосновения. В этих точках происходит усиление одной темы над другой, т.е контрапункт)
7) своеобразие эпохи - в стр-ре Метопроза или метоповествование - проблема создания самого повествования.
8) преобладание лит-й техники по отношению к содержанию Понятия для анализа текстов: - семантика (содержание, «что?») - синтактика (средства, приемы, «как?») - прагматика (прагматическая установка текста, «зачем?») Реализм тяготел к семантике. Модернисты озабочены проблемой синтактики. Вопрос «как?» становится важным - форма превалирует над содержанием.
9) исчезает традиционная фабула

Модернизм
Модернизм (не по хронологическому принципу, а с точки зрения эстетики): - высокий - авангард Модернизм - условное наименование. Модернизм - «modern» - современное искусство, отличное от традиционного.
Хронологически рамки:
1870-80 - 1950-60 гг.

1870-80 гг.: - импрессионисты (Моне, Ренуар, Писарро, Дега) - символисты (в 19 в. - склонность к моделированию ситуации)
Модернизм моделирует не реальность, а текст.
Мировоззренческая установка: идеалистические представления. Сознание первично.
Точки зрения модернистов:
1) сознание - высшая реальность
2) агностицизм (незнание) - писатель не знает, что первично, что вторично
Классический реализм имел четко выраженный конфликт. В произведениях модернистов действие переносится в сознание.

Марсель Пруст (1871-1922)
Слава к Прусту, как и большинство его произведений, пришла посмертно. Применительно к Прусту очень важен фактор биографии (нетрадиционная сексуальная ориентация). Пруст, по аналогии с Бальзаком, с ранней молодости находился под властью социальной мании. Как писатель, Пруст сформировался в то время, когда аристократия уже утратила свое влияние. Однако стремление приблизиться к дворянским кругам было очень велико. 1896 г. - «Утехи и дни» - первая книга Пруста. Тяжелая болезнь (астма) изменила жизнь писателя. Главный творческий труд Пруста - "В поисках утраченного времени". Цикл романов, делящийся на 7 частей. 1-й том - «По направлению к Свану» (1913 г.), 2-й том - «Под сенью девушек в цвету» (1919 г.), 3-й том - «У Германтов» (1921 г.), 4-й том - «Содом и Гоморра» (1922 г.), 5-й том - «Пленница» (1923 г.), 6-й том - «Беглянка» (1925 г.), 7-й том - «Обретенное время» (1927 г.).

Пруст, после провала первого тома, для второй книги сам написал ряд рецензий. Это принесло огромный успех - книги начали расходиться большими тиражами. То есть, по словам лектора, «сделал рекламную акцию самому себе».

Содержание в этих книгах не самое главное. Текст интересен механизмами, приводящими его в действие. Также эти тексты невозможно прорезюмировать без специальной подготовки.

Хороший источник для анализа тв-ва Пруста - «Дегуманизация иск-ва» и «Восстание масс» известного философа Хосе Ортеги-и-Гассета. Его статья «Время, расстояние и форма в тв-ве Пруста» - отличный материал. "Тематика несет вспомогательный, второстепенный интерес, - пишет Гассет. - Темы - поплавки, дрейфующие в памяти. Автор не желает реконструировать былую реальность, но желает воссоздавать воспоминания, воспоминания о вещах». Главное в произведениях - работа механизма воспоминания, а не вещи. Механизм памяти - ассоциативный. Главная стилевая манера - принцип ассоциативности.

Стилистика Пруста:
- принцип ассоциативности
- соотнесение техники Пруста с художественной техникой писателей-импрессионистов. Главное - занесение впечатлений
- «пространственный порядок» Многословие, растянутые описания - источник вдохновения (Пруст ближе обычного подходит к предметам)
- детали рассматриваются автором, словно под микроскопом, но не представляют интереса. Важна техника, процесс описания.

Имя Пруста соотносится с основоположником интуитивизма Анри Бергсоном. Интуиция обеспечивает тот элемент творческого начала, который свойственен человеку. Теория действия механизма памяти. Сущ-ет два вида памяти:
1) привычка (формальная память, которая основывается на фактах, расставленных в хронологическом порядке)
2) спонтанная (не зная хронологии, а посредством ассоциаций).

И Пруст и Бергсон - идеалисты. Важен спонтанный механизм памяти в процессе творческого озарения.

Лекцию читал А. М. Люксембург
Конспектировал тов. Ночная Птица

Сегодня
Контакты
ЖYРФАК Mail
Гостевая книга
Stuff
Телекомпания Метео-ТВ
Countdown

Copyright
Идея и контент:
Max Kadra&DJ Alckash
Design:
Chrono_TriGGer
сайт оптимизирован под разрешение 1024x768 пикселей ©2002, NEO CiTY
Hosted by uCoz