XX век был одни из самых многообещающих периодов в жизни человечества, но породил много разочарований (I Мировая война). Он показал предельную слабость и уязвимость цивилизации. Недовольство настоящим состоянием вещей.
Казалось, что после Великой Французской революции цивилизация только прогрессировала, самосовершенствовалась. Однако этого не произошло. I Мировая война многих застигла врасплох. Рухнули многие идеалы. Эта война была бессмысленной (10 млн. погибших) и эгоистической. Также она породила суждения о неоднозначности научно-технического прогресса (танки, авиация, подводный флот, химическое оружие). Эта эпоха породила в литературе предельный скепсис.
I Мировая война разрушила веру в гуманистические ценности. Отсутствовало единое понятие цивилизации XX века. XX век - век больших катастроф (гигантский кризис экономики, военный конфликт).
Однако кризис не означал крушение художественных ценностей. Увеличивается творческий потенциал. Искусство отражает кризисное время, но художественные моменты отнюдь не кризисные. И лит-ра была не менее существенной, чем в 19 веке.
Основные лит-е направления XX века:
1) реализм: - классический (ориентирующийся на образцы лит-ры XIX века: Бальзак, Теккерей, Голсуорси)
- реализм 20 века (сочетание стремления показать персонажей на фоне больших социальных явлений с неординарной формой: Грин, Моравиа)
2) модернизм: - высокий (идея служения, оттачивается каждое слово: Пруст, Джойс, Кафка, Фолкнер)
- авангард
Реалисты: мир познаваем и его можно описать и рассказать о нем. Мир достижим, нужно стремиться к этому.
Модернисты: мир непознаваем, но нужно стремиться его познать. Процесс познавания - достойный процесс.
Постмодернисты: нет единой модели мира. Стремились соединить все, но это, как показала лит-ра, невозможно и текст - игра, пародийное переосмысление. Ключевые моменты: игра, интертекстуальность, пародия.
Специфические черты произведений XX века:
1) нетрадиционная и усложненная повествовательная структура
2) текст в тексте («матремечная» стр-ра)
3) монтаж
4) интертекстуальность
5) техника потока сознания
6) принцип контрапункта (развиваются несколько разных тем, но сущ-ют точки соприкосновения. В этих точках происходит усиление одной темы над другой, т.е контрапункт)
7) своеобразие эпохи - в стр-ре
Метопроза или метоповествование - проблема создания самого повествования.
8) преобладание лит-й техники по отношению к содержанию
Понятия для анализа текстов: - семантика (содержание, «что?»)
- синтактика (средства, приемы, «как?»)
- прагматика (прагматическая установка текста, «зачем?»)
Реализм тяготел к семантике. Модернисты озабочены проблемой синтактики. Вопрос «как?» становится важным - форма превалирует над содержанием.
9) исчезает традиционная фабула
Модернизм
Модернизм (не по хронологическому принципу, а с точки зрения эстетики): - высокий
- авангард
Модернизм - условное наименование. Модернизм - «modern» - современное искусство, отличное от традиционного.
Хронологически рамки:
1870-80 - 1950-60 гг.
1870-80 гг.: - импрессионисты (Моне, Ренуар, Писарро, Дега)
- символисты (в 19 в. - склонность к моделированию ситуации)
Модернизм моделирует не реальность, а текст.
Мировоззренческая установка: идеалистические представления. Сознание первично.
Точки зрения модернистов:
1) сознание - высшая реальность
2) агностицизм (незнание) - писатель не знает, что первично, что вторично
Классический реализм имел четко выраженный конфликт. В произведениях модернистов действие переносится в сознание.
Марсель Пруст (1871-1922)
Слава к Прусту, как и большинство его произведений, пришла посмертно. Применительно к Прусту очень важен фактор биографии (нетрадиционная сексуальная ориентация). Пруст, по аналогии с Бальзаком, с ранней молодости находился под властью социальной мании. Как писатель, Пруст сформировался в то время, когда аристократия уже утратила свое влияние. Однако стремление приблизиться к дворянским кругам было очень велико.
1896 г. - «Утехи и дни» - первая книга Пруста.
Тяжелая болезнь (астма) изменила жизнь писателя.
Главный творческий труд Пруста - "В поисках утраченного времени". Цикл романов, делящийся на 7 частей.
1-й том - «По направлению к Свану» (1913 г.),
2-й том - «Под сенью девушек в цвету» (1919 г.),
3-й том - «У Германтов» (1921 г.),
4-й том - «Содом и Гоморра» (1922 г.),
5-й том - «Пленница» (1923 г.),
6-й том - «Беглянка» (1925 г.),
7-й том - «Обретенное время» (1927 г.).
Пруст, после провала первого тома, для второй книги сам написал ряд рецензий. Это принесло огромный успех - книги начали расходиться большими тиражами. То есть, по словам лектора, «сделал рекламную акцию самому себе».
Содержание в этих книгах не самое главное. Текст интересен механизмами, приводящими его в действие. Также эти тексты невозможно прорезюмировать без специальной подготовки.
Хороший источник для анализа тв-ва Пруста - «Дегуманизация иск-ва» и «Восстание масс» известного философа Хосе Ортеги-и-Гассета. Его статья «Время, расстояние и форма в тв-ве Пруста» - отличный материал. "Тематика несет вспомогательный, второстепенный интерес, - пишет Гассет. - Темы - поплавки, дрейфующие в памяти. Автор не желает реконструировать былую реальность, но желает воссоздавать воспоминания, воспоминания о вещах». Главное в произведениях - работа механизма воспоминания, а не вещи. Механизм памяти - ассоциативный. Главная стилевая манера - принцип ассоциативности.
Стилистика Пруста:
- принцип ассоциативности
- соотнесение техники Пруста с художественной техникой писателей-импрессионистов. Главное - занесение впечатлений
- «пространственный порядок» Многословие, растянутые описания - источник вдохновения (Пруст ближе обычного подходит к предметам)
- детали рассматриваются автором, словно под микроскопом, но не представляют интереса. Важна техника, процесс описания.
Имя Пруста соотносится с основоположником интуитивизма Анри Бергсоном. Интуиция обеспечивает тот элемент творческого начала, который свойственен человеку. Теория действия механизма памяти. Сущ-ет два вида памяти:
1) привычка (формальная память, которая основывается на фактах, расставленных в хронологическом порядке)
2) спонтанная (не зная хронологии, а посредством ассоциаций).
И Пруст и Бергсон - идеалисты. Важен спонтанный механизм памяти в процессе творческого озарения.
Лекцию читал А. М. Люксембург
Конспектировал тов. Ночная Птица